2 октября 2024

От средневековых месс до «кончерто гроссо»: Филипп Чижевский открыл «Дни барокко в Сириусе»

1 октября, в Международный день музыки, на федеральной территории Сириус состоялось открытие проекта, посвященного музыке эпохи барокко. В текущем сезоне он проходит в сотрудничестве с ансамблем Questa Musica под управлением художественного руководителя и дирижера Филиппа Чижевского. Серия концертов коллектива стартовала программой «Французское барокко».
«С Филиппом мы знакомы много лет. Дружба способствовала развитию совместных проектов — одной из постановок стал спектакль в Большом театре. Именно Филипп со своим коллективом вдохновил меня на создание в Сириусе проекта, посвященного эпохе барокко. Он представляет его в текущем сезоне, демонстрируя масштабный взгляд на жанр».
Ханс-Йоахим Фрай, художественный руководитель Фонда «Талант и успех»

Программа концерта-открытия проекта объединила шедевры духовной музыки раннего Ренессанса и высокого Барокко. Открыло вечер произведение франко-фламандского композитора, одного из родоначальников нидерландской полифонической школы, Гийома Дюфаи. Будучи ребенком, он воспитывался в церковной школе при кафедральном соборе во французском Камбре, пел в хоре мальчиков. Первые сочинения (мотет, баллада) написал во время пребывания при дворе Mалатесты да Pимини в Пезаро в 1420−26 годах. Позже он состоял певцом папской капеллы в Pиме. Приняв духовный сан, жил при дворе герцога Cавойского. Периодически он возвращался в Камбре, а после 1445 года жил там постоянно и руководил всей музыкальной деятельностью собора. В этом городе он написал свою знаменитую мессу «Вооруженный человек». Ее каркасом стала одна из самых известных песен Европы времен позднего Средневековья и Возрождения L’Homme Armé, лежащая в основе как минимум 40 месс. Сложнейшая партитура раннего Ренессанса требует особого исполнительского подхода и мастерства.


Во втором отделении прозвучало сочинение француза Марка-Антуана Шарпантье. В Париже времен Людовика XIV он оставался на вторых ролях: к королевскому двору его ревниво не подпускал всемогущий Жан-Батист Люлли, единственный официальный придворный композитор Короля. Ренессанс барочной музыки в ХХ веке также не спешил дарить вторую жизнь музыке Шарпантье, однако, сегодня крупнейшие исполнители и исследователи французского барокко ставят этого его в один ряд с лучшими мастерами эпохи. В творческом наследии автора преобладает духовная музыка: мессы, кантаты, гимны, мотеты, псалмы и другие сочинения. Будучи на службе в качестве домашнего композитора у герцогини Марии Лотарингской, в 1694 году на основе мелодий французских рождественских гимнов Шарпантье пишет свою знаменитую «Мессу в канун Рождества» («Messe de minuit pour Noël»), торжественное церковное песнопение, которое вышло за рамки лишь церковного исполнительства. Месса прозвучала в исполнении хора и оркестра Questa Musica. Солистами выступили сопрано Дарья Хрисанова и Варвара Гансгорье, альт Анастасия Бондарева, тенор Михаил Нор, бас Илья Татаков.

«Наша задача — представить в Сириусе панораму барочной музыки. Она очень широкая, вмещает в себя большое количество жанров и стилей. В нашей программе мы объединили французское, итальянское, английское и немецкое барокко, отразив особенности каждого в трех концертах».
Филипп Чижевский
3 октября проект продолжит одно из самых известных музыкальных произведений эпохи барокко — «Времена года» Антонио Вивальди в интерпретации Филиппа Чижевского. Солист — скрипач Леонид Железный.

5 октября «Дни барокко в Сириусе» завершатся двумя «большими концертами» Георга Фридриха Генделя, сюитой из музыки Генри Перселла к драме Афры Бен «Абделазар» и хрестоматийным Первым концертом Иоганна Себастьяна Баха. Солисткой выступит доцент Московской консерватории, клавесинистка Александра Коренева.

«Дни барокко в Сириусе» впервые состоялись в 2023 году. В текущем концертном сезоне проект стал частью дилогии «Музыкальные шедевры», которая продолжится проектом, посвященным опере. Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ