23 октября 2024

Андрей Лебедев: «Мы приехали творить!»

23 октября новый тематический проект федеральной территории — «Дни оперы в Сириусе» — откроется оперой Чайковского «Иоланта». Ее в концертном исполнении представят артисты Московского театра Новая Опера имени Е. В. Колобова под управлением дирижера Андрея Лебедева. О первой встрече с оперой, философии произведения и миссии дирижера маэстро рассказал накануне концерта.

— В течение пяти лет, еще до 2014 года, Вы дирижировали симфоническим оркестром в Сочи. Сегодня дадите концерт на федеральной территории, хранящей наследие Зимней Олимпиады. Какие у вас впечатления от этого места?



Я в какой-то степени ощущаю себя дома. В Сириусе мне еще не доводилось бывать: во время моей работы в Сочи, десять лет назад, здесь все только начинало развиваться. Сейчас можно сказать абсолютно точно: это невероятное место, гармоничное с точки зрения природных особенностей — есть и море, и горы — и возможности для отдыха — культурные события и гастрономические удовольствия. Здесь хочется отдыхать и творить. Мы приехали творить.


— В Сириусе вы представите оперу Чайковского «Иоланта». В чем ее посыл?


Прежде всего, я выступаю проводником между партитурой и слушателем. Есть ноты, которые написал композитор, смыслы, которые он вложил в произведение. Задача дирижера — разгадать этот шифр и донести его до публики. Важно понимать, в какой момент сочинение было написано. «Иоланта» создавалась в 1891 году. Незадолго до нее появилась мрачная опера «Пиковая дама». А после, за несколько недель до смерти, будет написана Шестая симфония. В ее фокусе — фатум-судьба, которая перемалывает всех и не оставляет никакого шанса на счастливую и безмятежную жизнь.


И между двумя совершенно трагичными произведениями Чайковский в своей опере обращается к просветленному духовному миру. Сюжет «Иоланты» стал для него временным спасением, который не дал погибнуть, сгореть. Поэтому я воспринимаю оперу именно так — это притча о духовном свете и познании, жертвенности и любви.


— Опера будет представлена в концертном исполнении — без декораций и костюмов. Усложняет ли это восприятие слушателями?


Однажды дирижер Риккардо Мути сказал, что концертное исполнение оперы — мечта любого дирижера. Ведь и музыканты, и слушатели сосредоточены только на музыке. Опера, в силу специфики жанра, невозможна без драматургии, в ней есть слово, действие. И все это заложено в музыке. Она помогает понять и прочувствовать все внутренним, душевным зрением. Мы, музыканты, должны пробудить его с первых тактов и удерживать эмоциональный накал до финальных аплодисментов.

— А как в Вашей жизни появилась опера?


У меня есть яркое детское воспоминание. Мой отец был нейрохирургом — это сложная профессия с высоким уровнем эмоционального напряжения. Для него спасением стали музыка и поэзия. Ежедневно, приходя домой после многочасовых операций, он ставил пластинки с операми. К шести годам два сочинения из его коллекции я знал наизусть — это были «Пиковая дама» Чайковского и «Борис Годунов» Мусоргского. В этой записи пела Ирина Архипова и Владислав Пьявко. Спустя много лет, когда я уже был дирижером, я встретился с кумирами на одном из фестивалей.


— Вы управляете симфоническими коллективами. Как это соотносится с оперным дирижированием? Существуют ли нюансы в работе над каждым жанром?


Большинство дирижеров, в том числе и я, совмещают жанры. Для меня одно дополняет другое. Я очень люблю подготавливать симфонические программы. В них дирижер является центром притяжения, оказывая особо мощное влияние на звучание. Во время концерта он находится на сцене, в фокусе происходящего. Слушатель наблюдает за ним и воспринимает музыку через его пластику и эмоции.


В театре дирижер находится в оркестровой яме и скрыт от глаз зрителей. Однако в спектакле происходит взаимодействие с куда большим размахом. И в моменты творческих удач, это ни с чем не сравнимое ощущение!


— Существует мнение, что доля поклонников оперной музыки значительно меньше, чем симфонической, опера считается более элитарным жанром. Согласны ли Вы с этим?


Я не поддерживаю это мнение. На всех спектаклях наблюдаю полные залы и большую заинтересованность публики. Может быть, подобное впечатление складывается потому, что концертов симфонической музыки проводится больше, чем оперных постановок. Ведь оперный театр — гигантский и дорогой организм, в нем очень много составляющих помимо самой музыки: декорации, костюмы, свет. И все эти творческие силы должны сойтись одномоментно, да еще с такой энергией, чтобы мельчайшие эмоции на сцене достигли пятого яруса.


— Как выбрать постановки для первого знакомства с жанром? Нужно ли готовиться к оперным концертам?


Человеку, который идет на оперу первый раз или недавно начал посещать театр, лучше остановиться на классических постановках. Сейчас очень много современных режиссерских прочтений — это не хорошо и не плохо, но зачастую они могут запутать мало подготовленного слушателя. Классика же основывается на авторском замысле.

Рекомендую начать знакомство с опер отечественных композиторов. Музыка, безусловно, международный язык, но в опере большое внимание уделяется слову. Сейчас постановки идут на языке оригинала. Если человек слышит малознакомую речь — это может осложнить восприятие.


Идеально, если зритель заранее ознакомится с либретто, прочтет информацию о композиторе. Постановка визуально закрепит полученные базовые знания и будет восприниматься с большим интересом.


А после знакомства останется лишь расширять кругозор. Мир оперы прекрасен!


— Какие Ваши фавориты среди опер?


Будет не совсем честно перед собой выделять какую-либо оперу или композитора. Когда передо мной находится определенная партитура, в этот момент я отдаю предпочтение конкретно ей. Мне нравится изучать, разгадывать замыслы автора — это самый интересный, важный и при этом трудоемкий процесс.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Показать еще